kirulya: (размышлизмы)
[personal profile] kirulya
И все время описывают, как их любили жены.
Не спорю, только вопрос возник: если в те времена на любовь не обращали внимания, и замуж отдавали за того, на кого папенька укажет, то как так вышло, что все декабристы женились по любви?
Прям дурная примета: женился по любви - идти тебе по этапу на каторгу.

Date: 2007-12-08 02:24 pm (UTC)
From: [identity profile] miremis.livejournal.com
Это наверно из серии стерпится-слюбится. У меня перед глазами кстати и ныне была пара таких примеров %) Не умопомрачительной вплоть до "поэтапа", но вполне сильные чувства уже после свадьбы :)

Date: 2007-12-08 05:07 pm (UTC)
From: [identity profile] kirulya.livejournal.com
Может быть.

Date: 2007-12-08 02:37 pm (UTC)
From: [identity profile] korolana.livejournal.com
Я этой темой (декабрисками) когда-то интересовалась, но немножко "с другого боку"

В Читинский и Петровский остроги после разгрома восстания декабристов попало 121 человек.
За мужьями поехало 11 женщин. Большинство из них оставило детей у родни.
Мария Волконская, например оставила годовалого сына, которого она больше никогда не увидела (через 2 года мальчик умер).
Александрина Муравьева оставила 3 детей (старшей девочке 3 года), 2 из этих детей чере 3 года умерли, и никого из них она тоже больше не увидела, т.к. умерла в Сибири сама.
Фонвизина – единственная дочь стариков-родителей, оставила их и двоих детей (2 и 4 года) у стариков на руках. Оба оставленных мальчика умерли один за другим в возрасте 25 и 26 лет. Родителей они никогда больше не видели.
Давыдова оставила по разным родственникам 6 детей. В Сибири родила еще шестерых.

И так далее. Судьбы у декабристок сложились очень по-разному. Декабристы - знали на что идут, и были готовы (или должны были быть) и к смерти, и к каторге, и в том числе - к потере семьи. Ну, убеждения у них такие были. Но вот как их жены (для которых в большинстве случаев произошедшее было громом среди ясного неба) решились оставить детей и поехать вслед за мужьями в Сибирь (которые, принимая решение вступить в Тайное общество о семье подумали?), обрекая своих детей на сиротство - вот что я не понимаю.
Т.е, я пытаюсь представить себя в этой ситуации и думаю, что встань передо мной дилемма: муж или ребенок, для меня ответ был бы - ребенок. Не декабристка я, это точно...

Далее. Из этих 11 - двое были невестами, еще двоим было хорошо "за 40" (дети уже взрослые, с мужем полжизни прожито - как и ради чего его в такой момент бросить? - это я тоже понимаю).
Наталья Фонвизина была страстно и глубоко религиозной женщиной. По религиозным убеждениям люди на смерть идут... Так что этот случай я тоже понимаю.
Ну и так далее.

Вот кого я действительно не могу понять, так это - Марию Волконскую.

Она вышла замуж совсем юной за человека на 20 лет старше себя, которого до свадьбы (по ее собственному признанию) совсем не знала. Замуж она вышла в апреле 25-го года, в общей сложности их совместная жизнь до его ареста - 3 месяца (то она на воды в Одессу уезжала, то он - по делам службы). Во время восстания она была на 9-м месяце (в начале января 26-го года родила сына) - и СРАЗУ начала добиваться разрешения на отъезд.
Ее собственная семья была категорически против, горячо любимый и любящий отец (знаменитый генерал Раевский) проклял ее решение.

И вот - в декабре 26-го года она, оставив сына родителям (ее знаменитая фраза:"Мой сын здоров и благополучен, а муж - в несчастье" - потом 3-летний малыш умер...) уезжает в Сибирь как героиня (в ее честь даются балы, пишутся стихи: княгиня Орлова пишет осуждающе в своем дневнике об ажиотаже, сопровождавшем ее отъезд).
Далее - достаточно тяжелые для нее (но по нашим нынешним меркам не запредельно тяжелые) будни: сняла еще с двумя дамами домик в селе, 2 раза в неделю - свидание с мужем. И так далее... Жизнь.
Потом, когда они уже жили на поселении в Иркутске, их знакомые писали, что жизнь они вели мирную, но - совершенно обособленную друг от друга. Она - организует салон, ведет светскую жизнь достаточно богатой дамы; он - живет на своей половине, ходит в "смазных сапогах" и целые дни проводит "с мужиками".
Т.е., говоорить о том, что супругов связывала страстная любовь и глубокое взаимопонимание, - некоторое преувеличение получается.

Почему она поехала? Экзальтированность? Желание почувствовать себя "героиней"? Жертвой? И ради этого - оставить маленького сына?

Date: 2007-12-08 03:20 pm (UTC)
From: [identity profile] cxell.livejournal.com
Последняя причина - тоже вполне понятна: ради этой светской жизни. В Питере она была женой врага народа. А тут - вмиг вернула уважение окружающих, да ещё и приёмы смогла устраивать... Чего не сделает тусовщик ради всероссийской тусовки в свою честь...

Date: 2007-12-08 05:05 pm (UTC)
From: [identity profile] kirulya.livejournal.com
Слишком современно.

Date: 2007-12-10 08:44 am (UTC)
From: [identity profile] sibil.livejournal.com
не было к этим женщинам и их детям отношения как к "женам врагов", их никого (в смысле жен и детей) не лишили ни титулов, ни имущества, детей из гимназий не выгоняли, самих их из питера-москвы не высылали, то есть они как были, так и остались элитой-элитой. То есть приёмы она имела возможность устраивать и в питере. Мне как-то больше верится в экзальтацию

Date: 2007-12-13 06:43 am (UTC)
From: [identity profile] kirulya.livejournal.com
Похоже на то.

Date: 2007-12-08 05:04 pm (UTC)
From: [identity profile] kirulya.livejournal.com
Очень интересно, не знала этого!

Date: 2007-12-08 05:32 pm (UTC)
From: [identity profile] kikfa.livejournal.com
Я их тоже не могу понять. Ни одну из них. На мой взгляд, бросать детей - аморально.

Date: 2007-12-08 07:00 pm (UTC)
From: [personal profile] oblomskaya
Интереснейшие подробности, спасибо Вам. И действительно, как-то совсем необъяснимо. В "Звезде пленительного счастья" все это было в дымке романтизма - и то...
Может быть, частичное объяснение в том, что тогда отношение к детям было все же другим. Т.е. их любили, понятно, как и сейчас, кто-то до жути, кто-то формально, но не было сегодняшней общественной догмы, что ребенок - главнейшее сокровище (все лучшее детям, дети - наше будущее и т.п.), т.е. это было не само собой разумеющимся. Ну и умирали дети куда чаще, чем сейчас, и это, конечно было трагедией, но более повседневной что ли. Оставленный М.В. на обеспеченных родителей ребенок вряд ли умер из-за отсутствия матери - т.е. умер бы в любом случае, так что для нее это было скорее волей судьбы, чем поводом к угрызениям, хотя кто знает.
Конечно, можно говорить, что материнский инстинкт сильнее любых общественных догм, но, видимо, у кого-то он таки слаборазвит - и раз не подпитывается "сверху", то уступает другим мотивам.

Date: 2007-12-08 08:00 pm (UTC)
From: [personal profile] oblomskaya
P.S. Не выдержала, процитировала Ваш комментарий у себя в др. дневнике, и вот, что мне написали, в общем, подтверждая мою версию:

"Вспомните Тынянова, "Пушкин". Там отчетливо видна "материнская любовь" светской дамы к своим детям, старший из которых Александр. Дети находятся под присмотром дворни, потом сомнительных гувернеров, растут как трава, их не стыдятся выпускать на улицу "в затрапезе". Я, конечно, понимаю, что так было не у всех, что Пушкины та еще семейка, но... дети так или иначе воспитываются НЕ РОДИТЕЛЯМИ. Родители ездят по балам и бьют себя пяткой в грудь в тайных обществах и литературных кружках... живут, так сказать, полной и насыщенной светской жизнью. Какие дети? Какой материнский инстинкт? Дети отгорожены от родителей с младенчества - сперва сиськами кормилицы, потом нянькой, потом гувернером. Хороший ребенок - это тот, которого не стыдно показать гостям, "Левушка толст и прелестный", ах. Больше ничего от ребенка не требуется, никакой духовной потребности в общении с ним у родителей нет.
В то же время начинается - и слава Богу - мода на образование в пансионах, у тех же иезуитов. Спасибо Сперанскому, хоть кого-то заставил думать о каком-то образовании. Но тем не менее - ну подросло дитя, мотаясь меж нянькой и гувернером, ну отдали его в пансион, к учителям. Опять воспитывают - не родители."

Date: 2007-12-10 01:26 am (UTC)
From: [identity profile] korolana.livejournal.com
Да, примерно так, видимо.
Другие нравы-другое отношение к детям.
Но мне это понять сложно.

Date: 2007-12-10 09:55 am (UTC)
From: [identity profile] jasnaya.livejournal.com
Аненкова писала что все думали ссылка обратима, через пару-3 месяцев царь передумает и вернет. Вот может быть Волконская и собиралась на 3 месяца?

Date: 2007-12-10 10:01 am (UTC)
From: [identity profile] kirulya.livejournal.com
В фильме было: если не вернешься через год - прокляну. Отец сказал, генерал Раевский.

Date: 2007-12-08 04:55 pm (UTC)
From: [identity profile] ya-tanechka.livejournal.com
А любовь это и есть этап. И каторга иногда...

Date: 2007-12-08 05:04 pm (UTC)
From: [identity profile] kirulya.livejournal.com
Каторга - это когда любовь прошла, а брак остался.

Date: 2007-12-08 05:06 pm (UTC)
From: [identity profile] ya-tanechka.livejournal.com
Ты забыла, что существует и невзаимная любовь...

Date: 2007-12-08 05:23 pm (UTC)
From: [identity profile] kirulya.livejournal.com
Не-а. Не забыла. Считаю это явление психическим заболеванием, которое надо лечить.

Date: 2007-12-08 05:27 pm (UTC)
From: [identity profile] ya-tanechka.livejournal.com
Оно почти не поддается лечению. Даже временем...

Date: 2007-12-08 05:30 pm (UTC)
From: [identity profile] kirulya.livejournal.com
Не знаю. Я заболевала несколько раз, каждый раз легче. Иммунитет приобретается.

Date: 2007-12-08 05:36 pm (UTC)
From: [identity profile] ya-tanechka.livejournal.com
таблетка от любви не всегда помогает...

Date: 2007-12-08 09:41 pm (UTC)
From: [identity profile] varana.livejournal.com
У меня один знакомый почти профессионально занимался историей декабристов. Кажется, даже книгу написал.
Он утверждает, что Мария Волконская поехала не за мужем, а за любовником. Забыла, как звали любовника - он называл.

Ну, и из чувства долга ехали. Не столько по любви.
Дети же всегда воспитывались няньками, а родители им уделяли мало внимания.

Date: 2007-12-13 06:42 am (UTC)
From: [identity profile] kirulya.livejournal.com
Да, про детей читала.
Мосье Лабе, француз убогий...
А вот про любовника нет.

Date: 2007-12-13 10:23 am (UTC)
From: [identity profile] spaventa.livejournal.com
А.Поджио.
Но Волконская с ним в Сибири вроде бы познакомилась. И детей, чье отцовство приписывают Поджио, любила любовью "безумной, ежеминутной".
Отсюда
http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=1849&level1=main&level2=articles

Date: 2007-12-13 03:59 pm (UTC)
From: [identity profile] kirulya.livejournal.com
Очень интересно! И даже актеров подобрали похожих.

Date: 2007-12-12 09:21 pm (UTC)
From: [identity profile] mariasokolova.livejournal.com
Ты знаешь, мне кажется, что это была дань моде. Ну вот такое представление тогда было: поехать за мужем в Сибирь - гламурно. Может, роман какой-нибудь был модный, где прекрасная Клементина поперлась на край света спасать не менее прекрасного Клемента из лап ужасного дракона.

Date: 2007-12-13 06:41 am (UTC)
From: [identity profile] kirulya.livejournal.com
Ну да, вид заразного истерического психоза.

March 2020

S M T W T F S
1 234 5 67
8 9 1011 12 13 14
15 16 17 18192021
22232425262728
293031    

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jun. 25th, 2025 09:56 pm
Powered by Dreamwidth Studios